Терапия заболеваний десен и гингивита у детей

Лечение кисты зуба у детей

Киста зуба — это достаточно серьезное заболевание, которое развивается чаще всего из-за неправильного лечения кариеса или запущенного состояния зубов у детей. Нередко встречается и «киста прорезывания», которая образуется в период появления новых зубов и имеет вид небольшой припухлости над жевательной поверхностью. Такой вид кисты появляется за несколько недель до момента прорезывания нового молочного или корневого зуба. Иногда киста может образовываться и в мягких тканях — на губах и щеках. Причина этого — закупорка слюнных желез из-за механического травмирования, например, от разгрызания орехов или удара в челюсть. Последнее — наиболее вероятно, если ребенок увлекается спортом, в особенности, хоккеем или боксом. Но чаще всего родители не уделяют должного внимания детской гигиене полости рта и не спешат к стоматологу, ошибочно полагая, что молочные зубы не так важны.

Не замечая кариеса на зубе, можно спровоцировать пульпит, который перейдет в периодонтит. В таких случаях зуб становится источником инфекции. Чтобы не допустить ее распространения, организм в качестве защитной функции создает капсулу с плотной оболочкой, которая впоследствии и станет кистой. Оболочка настолько плотна, что может сдерживать заболевание внутри себя какое-то время. И главная опасность в том, что долгое время заболевание не имеет никаких симптомов — ребенка может вообще ничего не беспокоить. Когда киста становится заметна, заболевание зашло уже достаточно далеко. В любой момент она может разорваться, и тогда возможны серьезные последствия:

1. Асимметрия лица, односторонняя припухлость челюсти.
2. Возникновение одонтогенного периостита.
3. Поражение костного мозга, нередко чреватое остеомиелитом.
4. Болезни жизненно важных органов и систем организма.

Но, как правило, киста зуба у ребенка приводит к печальным последствиям в исключительных случаях. Обычно при активном росте кисты дети жалуются на болевые ощущения, и родители принимают необходимые меры. Но все же лучше не пропускать плановые консультации у стоматолога. Это поможет выявить заболевание на ранней стадии и быстро с ним справиться.

Способы лечения

Существует два вида лечения — терапевтический и хирургический. Выбор нужного метода зависит от размера кисты и ее типа. Хирургическое вмешательство выполняется с применением общей анестезии или седации, что позволит полностью избавиться от боли во время манипуляции и провести ее максимально эффективно.

Хирургические методы делятся на цистотомию и цистэктомию. В первом случае удаляется одна передняя стенка пузыря и при процедуре на молочном зубе удается сохранить зачатки постоянных зубов. Процедура минимально травматична. При втором же методе удаляется киста зуба полностью. Операция считается более травматичной, а вот восстановительный период в этом случае короче.

Диагностировать кисту лучше в самом начале заболевания, но сделать это можно только лишь при помощи рентгена. Детям с хроническим пульпитом или периодонтитом нужно делать снимок каждые полгода. Чаще всего кисты образуются в период с 7 до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Заболевание обычно затрагивает зону первых моляров, особенно на нижней челюсти.

Родителям с самого раннего возраста нужно приучать своего ребенка к ежедневной качественной гигиене полости рта, а также к регулярным профилактическим осмотрам у стоматолога.

Что необходимо помнить?

• Пульпит и кариес молочных зубов обязательно нужно лечить.
  • Запущенный кариес — прямое показание к удалению зуба.
  • Своевременно не удаленный зуб — очаг инфекции, провоцирующий образование кисты.

Следить за состоянием полости рта нужно начинать уже с первого прорезавшегося зуба. Его верхняя видимая часть — это всего лишь 40 % зуба, поэтому ошибочно думать, что ее здоровый внешний вид говорит о здоровье всего зуба. Визиты к стоматологу лучше планировать с профилактической целью — так легче выявить то или иное заболевание на начальных стадиях и избежать осложнений. Своевременное лечение намного проще и эффективнее.